01.12.23

История появления автобусных перевозок

Автобусы неотъемлемая часть нашей повседневной жизни. Миллионы людей по всему миру выбирают этот вид транспорта, чтобы добраться до работы или школы, а кто-то регулярно совершает междугородние поездки, чтобы навестить родственников или отправиться на отдых. 

Но автобусы не всегда были такими удобными и быстрыми как сейчас. Всего двести лет назад первые прототипы автобусов едва могли разгоняться до 10 км/ч, а в салонах было холодно, как на улице. В нашей статье мы расскажем об истории возникновения автобусов, покажем модели этого вида транспорта и вспомним какие автобусы были в нашем детстве.

Первый общественный транспорт

Идея создания автобусов, как средства массовой перевозки возникла в начале XIX века, когда появилась потребность в удобном и доступном общественном транспорте для городских жителей. Это привело к созданию и развитию конного транспорта, такого как экипажи и омнибусы (от латинского "omnibus", что означает "для всех"). Омнибусы были неким предшественником современных автобусов и представляли собой длинные кареты, запряженные лошадьми, которые перевозили пассажиров по определенным маршрутам.

Появление первого общественного транспорта на двигателе

Первые моторизированные автобусы появились в 1895 благодаря немецкому инженеру Карлу Бенцу. Такие автобусы, или, как их еще называют, омнибусы, могли развить скорость до 20 км/ч и перевозить одновременно 8 пассажиров.

Следующим важным этапом в развитии автобусных перевозок стало изобретение двигателей внутреннего сгорания и автомобилей в конце XIX и начале XX века. Эти технологические достижения изменили лицо общественного транспорта. В 1895 году в Германии инженеры Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах создали первый моторизованный автобус, который работал на бензине. Он мог перевозить большее количество пассажиров, чем омнибусы.

Общественный транспорт в СССР

В России же первые автобусы появились уже на электрическом двигателе. Их выпускал завод “Дукс” в XIX и XX веках. Он вмещал в себя до 10 человек и мог проехать 60 км без подзарядки.

В СССР развитие общественного транспорта вышло на новый уровень благодаря активному развитию технологий и возросшей потребностью в быстром перемещении по городу и между городами. Так в СССР было официально зарегистрировано 40 предприятий, которые занимались производством автобусов. Несмотря на очевидные недостатки в удобстве транспорта в виде жестких сидений и холодных салонов зимой, автопром СССР успешно пополнял и обновлял парк общественного транспорта, не отставая от западных аналогов.

Одним из наиболее удачных моделей автобуса был ЗИС 8А, который выпускался на заводе АТУЛ в Ленинграде с 1936 по 1941 год. Он мог вместить 48 пассажиров, 32 места были для сидения.

Следующая популярная модель появилась только после Второй мировой войны, в 1946 году. Это был ЗИС-154, который часто появлялся на фотографиях и в кинофильмах того времени. В начале производства он был оснащен американским дизельным двигателем GM, мощностью 110 лошадиных сил, но позже стали использовать двигатель ЯАЗ-204 отечественного производства. После 1950 года его заменила новая модель — ЗИС-155, оснащенная бензиновым двигателем.

ЗИС-154

Одним из самых узнаваемых и популярных автобусов Советского Союза был ЛАЗ-695. Его производство началось в 1957 году и продолжалось до 2003 года. Он мог вместить 55 пассажиров, из которых 22 места были для сидения. Этот автобус отличался плавностью хода благодаря уникальной конструкции кузова с несущим основанием и подвеске на продольных рессорах. Всего было выпущено 268 тысяч экземпляров данной модели.

ЛАЗ-695

Самым большим и комфортабельным туристическим автобусом СССР был ЛАЗ-699. Различные варианты этой линейки моделей выпускались с 1964 по 2004 год в разных странах. Общее количество произведенных экземпляров составило 36 тысяч.

Автобус ГЗА-651 стал самым востребованным общественным транспортом в стране. Эту модель выпускал завод Павловский, который входил в число лидеров по выпуску автобусов в СССР.

ГЗА-651

Мировую известность получила модель автобуса ЛиАЗ-677. Он разгонялся до 90 км/ч, а в салон помещалось 110 пассажиров. Всего было выпущено около 200 тысяч ЛиАЗ-677 разных модификаций. Более 7000 отправились на экспорт в 16 стран.

ЛиАЗ-677

Если говорить о самом популярном автобусе у советского народа, то первым в списке будет знаменитый Икарус 280 или “гармошка”. Без преувеличения можно сказать, что это настоящая легенда среди автобусов времен СССР, о нем знали даже те, кто ни разу не передвигался на нем. Было выпущено колоссальное количество Икарусов 280, по документам эта цифра достигает 61 175 экземпляров. К сожалению, “гармошку” уже не увидеть на российских дорогах, его заменили более современные автобусы. Однако, в Курске все еще существуют редкие рейсы с Икарусом, но их замена это лишь вопрос времени. Запчасти на эту модель уже не изготавливают, да и управлять современными аналогами куда проще.

Икарус 280

Распространение по всему миру

Первоначально автобусы были довольно дорогим общественным транспортом и по маршрутам он ездил не так часто. Но с развитием автомобильной промышленности, улучшением технологий производства и дорожной инфраструктуры, они стали более доступными и распространились по всему миру.

В отдельные периоды времени этот вид транспорта развивался по-своему в разных странах. Например, в Соединенных Штатах появились такие культовые автобусы, как "Грейхаунд", предоставляющие дальние межгородские перевозки, в то время как в Европе развивались муниципальные автобусные системы.

В Англии автобусы прижились не сразу. Производство этого вида транспорта требовало слишком много ресурсов. Поэтому власти приняли решение сделать упор на развитии трамвая. Только во время и после второй мировой войны в стране начало появляться больше автобусов.

Сейчас же Англия прочно ассоциируется со знаменитыми красными двухэтажными автобусами, которые называются лондонскими даблдекерами. Они курсируют по городским маршрутам и притягивают взгляды туристов своим ярким внешним видом. Если когда-нибудь будете в Лондоне, обязательно организуйте себе экскурсию на даблдекере.

Современные автобусные перевозки

Сегодня автобусы это один из самых удобных и доступных видов транспорта. Кроме того, с появлением более экологичных технологий, таких как электрические и гибридные автобусы, перевозки стали более экологичными.

История автобусных перевозок говорит о непрерывном развитии этого вида общественного транспорта. С появлением новых технологий и изменением потребностей общества, будущее автобусов, вероятно, будет связано с увеличением эффективности и уменьшением воздействия на окружающую среду. Это, в свою очередь, приводит к улучшению условий автобусных путешествий. Помимо комфортабельных салонов, процесс покупки билетов на междугородние рейсы стал более простым и удобным.

Сервис Едем.рф предоставляет возможность купить электронный билет на автобус онлайн, без поездок на автовокзал, касс и очередей. Вам необходимо всего лишь зайти на наш сайт в раздел Автобусы, указать место отправления, место прибытия, дату поездки и выбрать подходящий вариант.

Не теряйте время на поиск и бронирование билетов - сделайте это легко и удобно на сервисе ЕДЕМ.РФ!