06.05.24

Лондонский Даблдекер или Рутмастер – все про красный символ Лондона

Автобусы в Лондоне занимают почетное второе место среди всех видов общественного транспорта, уступая только метро, где не бывает пробок и светофоров. Самым знаменитым представителем автопарка является двухэтажный красный автобус.

В новой статье команда Едем.рф раскроет секреты и ответит на самые интересные вопросы об истории автобуса, который за время своего существования не только приобрел популярность среди местных жителей и туристов Лондона, но и стал визитной карточкой Англии наравне с Биг-Беном и Трафальгарской площадью!

Рутмастер или Даблдекер, как правильно

Рутмастер или Даблдекер: как правильно называется красный автобус?

У двухэтажного лондонского автобуса есть два названия, которые отражают его суть и значение для жителей Великобритании:

  • Рутмастер. Дословный перевод с английского ­­– «хозяин маршрута». Это название подчеркивает ключевую особенность – перевозить большое количество людей по всему городу, и даже самым узким его улочкам. Именно так была названа модель автобуса, который стал легендой Англии.
  • Даблдекер. Слово происходит от английского «double-decker», что означает «двойной этаж». Термин объединяет в себе все двухэтажные автобусы Лондона и популярен в основном среди туристов.

Когда появился первый рутмастер, и что было до него?

История появления знаменитого красного рутмастера начинается во второй половине XX века, а вот двухэтажный транспорт в Лондоне появился веком ранее.

Первый двухэтажный автобус LGOC B-type с открытым верхом, деревянным кузовом и шасси вывела на маршрут компания London General Omnibus Company в 1911 году, а уже в 1923 году его заменила модель NS-Type. Его конструкция была усовершенствована приводом от двигателя, а вот крыша на втором этаже по-прежнему отсутствовала.

И кто знает, как выглядел бы даблдекер без крыши в современных реалиях, но в 1925 году муниципальные власти города ввели запрет на использование общественного транспорта с открытым верхом, что повлекло срочную модификацию более 1500 рабочих экземпляров и дальнейшее конструирование автобусов с крышей.

В 1931 году на улицах Лондона появились первые троллейбусы, которые составили конкуренцию даблдекерам и стали вытеснять их ввиду экономической выгоды использования электрических двигателей. Тем не менее, во время Второй Мировой Войны автобусы продолжили перевозить пассажиров по городу, обеспечивая бесперебойное транспортное сообщение между районами на протяжении всей войны.

Пиковая популярность двухэтажных автобусов в столице Англии пришлась на послевоенное время: в 50-е годы они развозили по городу порядка 7-8 миллионов пассажиров за день. Большая загрузка общественного транспорта сподвигла местных жителей пересесть на личные автомобили, и тогда Лондон познакомился с понятием «пробки». Даблдекеры стали ездить в разы медленнее, поэтому поток пассажиров стал стремительно снижаться.

В 1954 году муниципальные власти приняли решение об обновлении автопарка, и  в скором времени общественности была представлена принципиально новая модель автобуса «AEC Routmaster». Работы по проектированию конструкции велись компанией AEC совместно с дизайнерами из London Transport Executive. На ежедневных маршрутах Лондона рутмастер вышел спустя 2 года после презентации.

AEC Routmaster выпускался с 1959 по 1968 год. За это время он пережил много модернизаций, подстраиваясь под нужды пассажиров.

Почему Рутмастер красного цвета

Почему автобус красного цвета?

Для ответа на этот вопрос нужно вернуться в 20-е годы, когда автобусы считались самым удобным видом транспорта для Лондона, а логистика городских маршрутов была еще не развита. Предприниматели того времени быстро раскусили популярность автобусных сообщений и поспешили вывести на линии свои независимые автобусы, которые в будущем стали называться «пиратскими». Ввиду отсутствия официальных городских маршрутов они часто создавали аварийные ситуации, торопясь доставить пассажиров до точки назначения.

В 1925 году число пиратских автобусов перевалило за 200 экземпляров, поэтому, дабы хоть как-то выделить муниципальный транспорт на их фоне, компания London General Omnibus Company (крупнейший оператор в городе) приняла решение покрасить свои даблдекеры в красный цвет. И это сработало! Официальные автобусы стали выделяться на фоне независимого общественного транспорта, пассажиры могли издалека разглядеть их при любой погоде, а пешеходам контрастный красный даблдекер стал хорошим напоминанием о соблюдении правил безопасности на перекрестках.

Интересно, что чуть позже городские власти обязали покрасить в красный цвет весь муниципальный транспорт Лондона.

Чем рутмастер отличался от остальных даблдекеров?

Лондонский автобус AEC Routmaster, вышедший на улицы Лондона в 1956 году, покорил весь мир. Внешне он сохранил общие черты от предыдущих моделей и был все тем же красным даблдекером с передним двигателем, установленным рядом с кабиной водителя, а сзади всё также располагалась открытая платформа для посадки и высадки пассажиров. На этом сходства заканчивались. В остальном Рутмастер стал для своего времени инновационным проектом. Его преимуществами стали:

  • алюминиевая конструкция (и уменьшение потребляемого топлива, вследствие уменьшения веса машины);
  • автоматическая коробка передач;
  • усилитель руля и гидравлический тормозной привод;
  • новая система подвески;
  • система отопления салона;
  • 64 пассажирских места (против 56 прежних).

Отличительной чертой стало наличие кондукторов, которые могли продавать билеты во время движения транспорта, в то время как пассажиры в других даблдекерах были вынуждены передавать за проезд водителю на остановках.

Отсутствие входных дверей в проекте нового автобуса вызвало среди активистов общественный резонанс. С одной стороны открытая площадка для посадки и высадки пассажиров считалась у англичан символом свободы, ведь она позволяла проходить в салон и выходить на улицу не только на остановках, но и во время движения на светофорах и перекрестках. А с другой стороны, та же платформа была причиной многочисленных травм пассажиров, которые хотели на ходу запрыгнуть в автобус. Несмотря на все споры, конструкцию даблдекера было решено оставить прежней, т.к. на разработку новой модели потребовалось бы немало сил и денежных средств.

Рутмастер находился в эксплуатации вплоть до 2005 года, поэтому его популярность легко объяснить стремительным развитием туризма и медиаиндустрии. С одной стороны о красном автобусе говорили туристы, для которых  поездка по Лондону была целым приключением, а с другой стороны над популярностью даблдекера поработали художники, писатели и режиссеры, упоминая его в своих многочисленных произведениях. Неудивительно, что яркий, контрастный на фоне туманного Альбиона, со временем, он стал одним из самых узнаваемых символов Англии и Лондона в частности.

Последний линейный выход Рутмастера

9 декабря 2005 года рутмастер совершил последний линейный выход в городе. На протяжении всего маршрута автобус сопровождали толпы людей, желающие лично проститься с настоящим символом Великобритании. Некоторые активисты назвали списание рутмастера актом вандализма, однако власти города привели весомые доводы в пользу вывода автобуса из эксплуатации:

  • опасность использования открытой платформы для посадки и высадки пассажиров;
  • отсутствие удобного входа в салон для людей с ограниченными возможностями, родителей с колясками и пожилых людей;
  • технический износ конструкций;
  • расходы на билетеров – в современном общественном транспорте оплата за проезд осуществлялась при помощи валидатора.

У рутмастера есть аналоги?

Сегодня рутмастеры в классическом виде становятся историей: последние из них возят туристов на экскурсиях по Лондону, а другие находятся в коллекции транспортного музея. С 2010 года на дорогах столицы можно встретить современный аналог двухэтажного красного автобуса, созданный британским архитектором и дизайнером Томасом Хизервиком.

Новый автобус собирают в Северной Ирландии на заводе Wrightbus. От знаменитого предшественника он отличается более экологичным двигателем и гибридным приводом: задние колеса вращаются за счет электродвигателей, что позволяет ему потреблять на 100 км всего 30 л топлива. Футуристический облик нового рутмастера с округлыми обтекаемыми линиями сделан с отсылкой к дизайну прошлых моделей, но вместо открытой задней площадки в нем предусмотрены три широких низкопольных входа, которыми удобно пользоваться жителям и гостям города.

Аналоги Рутмастера

А вы хотели бы прокатиться на двухэтажном красном автобусе? При всех его достоинствах и богатой истории, стоит признать, что рутмастер пригоден только для городских маршрутов. В поездках по межгороду он будет слишком громоздок и нетороплив.

Для междугородних поездок существуют маневренные одноэтажные автобусы, которые способны развить достаточно высокую скорость, чтобы привезти пассажиров в пункт назначения точно в срок. Убедитесь в этом сами – забронируйте билеты на рейсовые автобусы на сайте Едем.рф. Все, что вам нужно – это выбрать на сервисе раздел автобусных перевозок, интересующее направление и дату отправления. В выпадающем списке для вас будут представлены множество вариантов поездок от официальных транспортных компаний по самой приятной стоимости. До встречи на Едем.рф!

Билеты на рейсовые автобусы на сайте Едем.рф

Скачайте приложение Едем.рф

Все поездки, билеты и грузоперевозки под рукой

Мобильное приложение