Икарус – что нужно знать про легендарный автобус?
Икарус — легенда и один из символов советских времен. Многие из нас помнят городские автобусы-гармошки, обтекаемый кузов междугороднего транспорта и высокопольные туристические модели, но не многие из нас задавались вопросом, куда же они все делись? Давайте заглянем в историю создания компании Икарус.
В начале были… кареты
У истоков компании Икарус стоит основатель Имре Ури, который открыл кузнечно-каретную мастерскую в Будапеште в 1887 году. В те времена в городе только-только начали появляться автобусы, но они были чрезвычайно дорогими, поэтому дешевые кареты и телеги, которые изготавливал Имре, пользовались повышенным спросом. В таком режиме мастерская проработала до 20-х годов XX века, пока не появилось предложение сделать кузов для автобуса на базе Ford TT. Кузов получился таким комфортным и качественным, что в последующие годы мастерская перепрофилировалась и вплотную занялась автобусными кузовами.
После кончины основателя фирмы Имре бизнес перешел к сыновьям, которые успешно продолжили дело отца. В 1947 году их фирму национализировали и объединили с акционерным обществом «Икарус по производству машин и металлов». На базе этих двух компаний появился завод Ikarus, и уже в 1950 году началось официальное производство автобуса Икарус, а за год компания достигла отметки в 1000 экземпляров.
Дела Ikarus шли неплохо, но настоящий расцвет компании был еще впереди. Он пришелся на 1962 год, когда для увеличения производства было принято решение о слиянии компании с механическим заводом в Секешфехерваре. Теперь за 1 год Ikarus выпускали 12 тысяч машин, которые получили популярность во многих странах мира, в том числе и в СССР, и в США. Мощные показатели позволили Ikarus войти в ТОП крупнейших заводов-производителей Европы. С такими темпами производства уже в 1984 году завод выпустил 200 000-ый автобус.
Модельный ряд Икаруса
Икарус специализировался на производстве городских, междугородних и туристических автобусов. Флагманские модели предприятия были популярны более чем в 40 странах мира. Вот лишь некоторые примеры:
С 1952 по 1970 годы особо востребован был Ikarus 66 — модель городского автобуса. Кузов из легких материалов и мощный двигатель позволяли разгоняться машине до 100 км/час. За обтекаемые контуры в народе его прозвали «ракетой». Ikarus 55 — его усовершенствованный брат-близнец для путешествий по межгороду с более мощным двигателем, расположенным в задней части машины. Ikarus Lux — модель венгерского экспорта и основной транспорт для междугородних поездок, который использовался на территории Советского Союза.
Ikarus 250 — высокопольная модель для туристических и междугородних поездок (1973-1996 гг выпуска)
Ikarus 260 — модель для передвижения по городу и за его пределами, модифицированная более 30 раз за 31 год производства. Некоторые изменения были предусмотрены для определенных стран и городов, куда отправлялись машины.
Ikarus 280 — сочлененный автобус большей вместимости, выпускался с 1973 по 2002 годы и много модифицировался — было зафиксировано более 50 улучшений модели.
Ikarus 283 — сочлененная модель для перемещений в черте города, которая выпускалась не только венграми, но и русским КАвЗом.
Почему Икарус ушел в затишье?
Основной причиной упадка производства в 90-е годы XX века принято считать неблагополучную политическую обстановку. Несмотря на невероятную популярность Икаруса в мировом масштабе, Советский Союз был основным потребителем продукции завода.
При развале социалистической системы благополучие завода встало под вопросом — после распада СССР рынок сбыта Икаруса просел на 80%. В поисках альтернативы компания принимает решение разделить производство на дочерние фирмы, одна из которых начинает выпуск автобусов новой серии и даже выиграла тендер по производству 200 автобусов для Англии.
Легенда автотранспорта в наши дни
В 2006 году меняется глава холдинга Ikarusbus – им становится предприниматель Габор Селеш. В 2010 году на заводе начинается производство автобусов под знаменитой маркой Икаруса. Кроме этого фирма выполняет капитальный ремонт автобусов в эксплуатации и проводит их модернизацию.
В 2018 году фирма Ikarus Group договаривается о сотрудничестве по выпуску электробусов с локомотивной компанией CRRC из Китая. В декабре этого же года в венгерском городе Секешфехервар проходит демонстрация их первого совместного проекта — низкопольного автобуса Ikarus-CRRC IC 1211 U CityPioneer с электрическим двигателем. У производства большие планы — выпуск до 3 000 машин в год.
После выпуска демонстрационной модели её начинают модернизировать и адаптировать под нормы и требования европейских потребителей. В процессе работы машину переименовывают в Ikarus 120е и представляют серийную версию первого венгерского электробуса на международной выставке экологических технологий Greentech в 2021 году.
Сегодня Габор Селеш, владелец Икаруса, делает большие ставки на возрождение производства в мировых масштабах и реализацию венгерских электрических автобусов городского и междугороднего типа.
Кто знает, может, в скором времени мы вновь увидим Икарус на автобусной остановке рядом с домом и даже сможем путешествовать между городами России, приобретая билеты на обновленный, комфортный экологичный Икарус, через сервис Едем.рф.